Этюды о вернакулярном Гюмри

из будущей книги

Авторы

  • Andrei Ivanov департамент планирования и развития территорий; ФГНИУ Российский институт культурологии

Загрузки

DOI:

https://doi.org/10.7480/projectbaikal.61.1522

Ключевые слова:

вернакуляр; живой вернакулярный город; вернакулярный ансамбль; черный туф; мастер

Аннотация

Архитектурно-средовая специфика армянского города Гюмри (ранее Александрополь, Ленинакан) заключается в наличии мощного срединного слоя исторической «архитектуры без архитекторов» – вернакуляра, построенного местными искусными мастерами-каменщиками из местного материала – черного туфа. В начале статьи развернуты разрабатываемые автором новые теоретические концепты живого вернакулярного города и вернакулярного ансамбля. Далее в трех этюдах раскрывается специфика порождения вернакулярной архитектуры на разных этапах формирования города и ее сегодняшнего бытования. Высокие торжественные арочные порталы-врата – архетип городской среды александропольского периода – выполняют важные
символические функции и играют ключевую роль в средовом антураже многих армянских фильмов. Процесс воспроизводства вернакулярной среды в социалистический и постсоветский периоды показан на конкретных примерах построек 1950-х и 2000-х годов.

Как цитировать

Ivanov, A. (2019). Этюды о вернакулярном Гюмри: из будущей книги. проект байкал, 16(61), 172–189. https://doi.org/10.7480/projectbaikal.61.1522

Опубликован

2019-08-29

Выпуск

Раздел

Articles - Статьи

Библиографические ссылки

Andreevsky, I. E. (Ed.). (1890). Entsiklopedichesky slovar’ Brokgauza i Efrona [The Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary] (Vol. Ia, pp. 821-822). Saint Petersburg: Semenovskaya Tipo-Litografiya (I. A. Efrona).

Arabajan, L. (2017). Gorod voskresnykh golubei [The city of Sunday pigeons]. Yerevan: Tigran Mets.

Arkhitektor bez obrazovaniya: pyat’ velikokh samouchek [An Architect without a college degree: five great self-educated persons]. (n.d.). Retrieved July 10, 2019 from http://www.interior.ru/architecture/trend/2100-arkhitektor-bez-obrazovaniya-pyat-velikikh-samouchek.html

Armen, M. (1984). Rodnik Egnar [Spring Egnar]. Yerevan: Sovetakan grokh.

Auden, W. H. (2018). Poet i gorod [The poet and the city]. In The Dyer’s Hand (Original work published 1962). Novaya Yunost’, 2. Retrieved July 10, 2019 from http://magazines.russ.ru/nov_yun/2018/2/ruka-krasilshika.html

Auge, M. (2017). Ne-mesta: Vvedenie v antropologiyu gipermoderna [Non-places: Introduction to an anthropology of supermodernity]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Bass, V. (2018). Izobretenie “Starogo Peterburga” 100 let nazad: k istorii samogo uspeshnogo otechestvennogo predpriyatiya po otdeleniyu arkhitektury ot politiki [The Invention of “Old Petersburg” 100 years ago: towards a history of the most successful national endeavor in the separation of architecture and politics]. NLO,1. Retrieved July 10, 2019 from http://magazines.russ.ru/nlo/2018/1/izobretenie-starogo-peterburga-100-let-nazad.html

Benua, A. N. (1902). Zhivopisnyi Peterburg [Picturesque Petersburg]. Mir iskusstva, 1.

Browning, R. (1873). Red Cotton Nightcap Country or, Turf and Towers, pt. II.

Castillo, G. (1997). Soviet Orientalism: Socialist Realism and Built Tradition. In Traditional Dwellings and Settlements Review (Vol. VIII, No 2, pp. 33-47). Retrieved July 10, 2019 from http://iaste.berkeley.edu/pdfs/08.2d-Spr97castillo-sml.pdf

Charter on the Built Vernacular Heritage. (1999). Retrieved July 10, 2019 from www.icomos.org/charters/vernacular_e.pdf

Dolukhanyan, L. K. (1980). Arkhitektura Sovetskoi Armenii: 20-e gody [Architecture of Soviet Armenia: the 1920s]. Yerevan: Sovetakan grokh.

Drugoi Khayyam [Another Khayyam] (2014). Poetical translation of the English collection “The Original Rubaiyyat of Omar Khayaam by Robert Graves & Omar Ali Shah”. Moscow: Izdatelskaya gruppa Traditsiya, knigoizdatelstvo ABV.

Filippov, A. (2017, December 22). U nas ostalos’ v zapase neskolko spokoinykh let [We have a few calm years left]. Retrieved July 10, 2019 from https://republic.ru/posts/88616?code=216d6ae9fe0fb84a24e469f7fa428ec0

Ivanov, A. V. (2009). Prodolzhayushchayasya zhizn’ derevyannogo goroda: Gorodets, Ekfio, Irkutsk. Project Baikal, 6(21), 66-75. https://doi.org/10.7480/projectbaikal.21

Ivanov, A. V. (2011). Istoricheskaya sotsialno-territotialnaya struktura goroda (makhallya) kak osnova formirovaniya pravil zemlepolzovaniya i zastroiki: primer PZZ goroda Uzgen (Kirgizia) [Historical social and territorial structure of the city (makhallya) as the basis for formation of the land use and development rules: Uzgen (Kirgizia) land use and development rules case study. Proceedings from international scientific conference “Zemleustroistvo: istoriya i sovremennost”, 19-21 May, 2011, 171-185. Perm.

Ivanov, A. V. (2016a). Regulyarnyi vernakulyar: svoboda vnutri reshetki (istoricheskii tsentr Gyumri XIX – serediny XX v.) [A regular vernacular: the freedom inside the grid (the historical center of Gyumri in the XIX – mid-XX centuries]. Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury, Issue 9, 159-192. Moscow; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya.

Ivanov, A. V. (2016b). Vernakulyarnaya arkhitektura Yevana XIX – serediny XX v.: Sredovaya tsennost’ i neobkhodimost’ sokhraneniya [Vernacular architecture of Yerevan in the XIX – mid-XX centuries: Environmental value and the necessity of preservation]. Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury, Issue 6, 264-282. Moscow; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya.

Ivanov, A. (2018). War and Peace: The Black Fort, Alexandropol-Gyumri. Project Baikal, 15(55), 36-41. doi:10.7480/projectbaikal.55.127813.

Kharshav, B. (2008, March 13). Yazyk v revolyutsionnoe vremya [The language in the revolutionary time]. Retrieved July 10, 2019 from http://booknik.ru/library/all/bendjamin-harshav-yazyk-v-revolyutsionnoe-vremya/

Korobyina, I. (n.d.). “Dom stroitelei budushchego” – Wolf Prix i masterskaya “Narodnyi arkhitektor” [“The house of builders of the future” – Wolf Prix and the “People’s Architect” bureau. Dom arkhitektora. Retrieved July 10, 2019 from https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63969/episode_id/2168140/

Kozlov, I. (2018, April 30). “Istoriya sovetskoi arkhitektury – eto lzhivaya kasha”: intervyu s Markom Meerovichem [“The history of Soviet architecture is a false porridge”: interview with Mark Meerovich]. Retrieved July 10, 2019 from http://zvzda.ru/interviews/a338b6638a61

Noble, A. (2007). Traditional Buildings: A Global Survey of Structural Forms and Cultural Functions. London: I. B. Tauris.

Rudofsky, B. (1964). Architecture without Architects: A Short Introduction to Non-Pedigreed Architecture. New York: Museum of Modern Art.

Semenova, I. (1952, April 20). Tekstilshchiki Leninakana [Textile workers of Leninakan]. Ogonyok, 17(1298), 5.

Shagoyan, G. (2019). “Pervyi” i “vtoroi” v obrazakh Gyumri: opyt semioticheskogo analiza gorodskogo teksta [The ‘first’ and the ‘second’ in the images of Gyumri: the practice of semiotic analysis of the urban text]. Kritika i semiotika. Issue 16, 17-47. Retrieved July 10, 2019 from https://docplayer.ru/33560274-Pervyy-i-vtoroy-v-obrazah-gyumri-opyt-semioticheskogo-analiza-gorodskogo-teksta.html

Skokan, A. (2019, January 10). Subjektivnaya popytka rasskazat’ o professionalnykh problemakh [A subjectvice attempt to speak about professional problems]. Retrieved July 10, 2019 from https://archi.ru/russia/82109/arkhitektor-ob-arkhitekture-i-arkhitektorakh

Ter-Gabrielyan, G. (2007). Grant. Memuarnaya povest’ [Grand. A memorial story]. Retrieved July 10, 2019 from http://southcaucasus.com/old/index.php?page=publications&id=1533